Требование заглушить двигатель при заправке топливом обусловлено мерами пожарной безопасности и нормативными предписаниями. Рассмотрим физические принципы и нормативные основания этого правила.
Содержание
Основные причины выключения двигателя
Причина | Описание | Риск |
Искрообразование | Работающие системы зажигания | Воспламенение паров топлива |
Статическое электричество | Накопление заряда при работе двигателя | Искровой разряд |
Перегрев элементов | Нагрев выхлопной системы | Термическое воспламенение |
Физические принципы опасности
Свойства топливных паров
- Низкая температура воспламенения (28°C для бензина)
- Высокая летучесть и концентрация паров
- Образование взрывоопасной смеси с воздухом
Источники возгорания
- Искры в системе зажигания
- Нагретые поверхности двигателя
- Статические разряды
- Электрические неисправности
Нормативные требования
Нормативный акт | Требование |
ППБ 01-03 | Обязательное выключение двигателя при заправке |
ГОСТ Р 58404-2019 | Запрет работы двигателя на АЗС |
Техрегламент ТР ТС 016/2011 | Требования безопасности на АЗС |
Последствия нарушения
- Административный штраф до 5 000 рублей
- Приостановка работы АЗС
- Риск возгорания с человеческими жертвами
- Материальная ответственность за ущерб
Дополнительные меры безопасности
- Запрет использования открытого огня
- Ограничение пользования мобильными устройствами
- Требование снять мотоциклетный шлем
- Запрет заправки канистр в салоне автомобиля
Важно:
Даже современные автомобили с исправной электроникой не исключают риск воспламенения при работающем двигателе из-за физических свойств топливных паров.
Исторические прецеденты
Год | Инцидент | Причина |
2015 | Пожар на АЗС в Москве | Невыключенный двигатель |
2018 | Взрыв в Ростовской области | Статическое электричество |