Эпюра шпал - это технический термин в железнодорожном хозяйстве, обозначающий схему расположения шпал на железнодорожном пути. Этот показатель имеет ключевое значение для обеспечения устойчивости и долговечности железнодорожного полотна.
Содержание
Основные характеристики эпюры шпал
Параметр | Описание |
Определение | Количество шпал на 1 км железнодорожного пути |
Стандартные значения | От 1440 до 2000 шпал на 1 км в зависимости от категории пути |
Типы расположения | Раздельное, спаренное, плетевое (в кривых участках) |
Нормативные документы | ГОСТ Р 54747-2011, Инструкция по текущему содержанию пути ЦПТ-53 |
Факторы, влияющие на эпюру шпал
- Категория железнодорожной линии (скоростная, грузовая, малодеятельная)
- Грузонапряженность участка
- Скорость движения поездов
- Тип рельсов (Р65, Р75 и др.)
- Геологические условия местности
Типы эпюр шпал в РЖД
- Усиленная (1840-2000 шпал/км) - для скоростных и высоконагруженных участков
- Стандартная (1600-1840 шпал/км) - для основных магистралей
- Облегченная (1440-1600 шпал/км) - для подъездных и станционных путей
- Специальная - для кривых участков и мест с особыми условиями
Значение правильной эпюры шпал
- Обеспечивает равномерное распределение нагрузки от подвижного состава
- Предотвращает просадку балластного слоя
- Снижает динамические воздействия на путь
- Продлевает срок службы верхнего строения пути
- Повышает безопасность движения поездов
Контроль и обслуживание
В РЖД регулярно проводятся:
- Измерения фактической эпюры шпал
- Корректировка расположения шпал при ремонтах
- Замена устаревших деревянных шпал на железобетонные
- Мониторинг состояния пути с использованием диагностических комплексов