Эпюра шпал - это технический термин в железнодорожном хозяйстве, обозначающий схему расположения шпал на железнодорожном пути. Этот показатель имеет ключевое значение для обеспечения устойчивости и долговечности железнодорожного полотна.

Содержание

Основные характеристики эпюры шпал

ПараметрОписание
ОпределениеКоличество шпал на 1 км железнодорожного пути
Стандартные значенияОт 1440 до 2000 шпал на 1 км в зависимости от категории пути
Типы расположенияРаздельное, спаренное, плетевое (в кривых участках)
Нормативные документыГОСТ Р 54747-2011, Инструкция по текущему содержанию пути ЦПТ-53

Факторы, влияющие на эпюру шпал

  • Категория железнодорожной линии (скоростная, грузовая, малодеятельная)
  • Грузонапряженность участка
  • Скорость движения поездов
  • Тип рельсов (Р65, Р75 и др.)
  • Геологические условия местности

Типы эпюр шпал в РЖД

  1. Усиленная (1840-2000 шпал/км) - для скоростных и высоконагруженных участков
  2. Стандартная (1600-1840 шпал/км) - для основных магистралей
  3. Облегченная (1440-1600 шпал/км) - для подъездных и станционных путей
  4. Специальная - для кривых участков и мест с особыми условиями

Значение правильной эпюры шпал

  • Обеспечивает равномерное распределение нагрузки от подвижного состава
  • Предотвращает просадку балластного слоя
  • Снижает динамические воздействия на путь
  • Продлевает срок службы верхнего строения пути
  • Повышает безопасность движения поездов

Контроль и обслуживание

В РЖД регулярно проводятся:

  • Измерения фактической эпюры шпал
  • Корректировка расположения шпал при ремонтах
  • Замена устаревших деревянных шпал на железобетонные
  • Мониторинг состояния пути с использованием диагностических комплексов

Другие статьи

Что такое страховой залог и прочее